Про ролики заднего переключателя.

Вопросы по ремонту и эксплуатации велосипеда

Модераторы: ViT, NIK

Ответить
Аватара пользователя
turbich
Лось
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 01 июн 2012, 17:11
Откуда: Дубна

Про ролики заднего переключателя.

Сообщение turbich »

вело - ролики натяжителя

На заднем переключателе того типа, который французы назвали derailleur, а американцы - derailer, есть два ролика (pulleys по-английски, то, как их зовут французы, миру, похоже, не интересно). Ролики эти на разных марках и типах современных переключателей отличаются диаметром, числом зубов, нормированным люфтом или отсутствием оного, а также (и ооочень заметно) ценой.

Самые дешевые переключатели Shimano Tourney, скажем, имеют ролики на 10 зубов из пластика с "подшипниками" скольжения (просто стальная втулка с парой профилированных шайбочек для подобия защиты от грязи), ценой 100-150 рублей в розницу оригинальных и 50-70 - "совместимых".
Изображение
Более "продвинутые" группы той же Шиманы - Altus и Acera - могут иметь как ролики увеличенного диаметра с 13 и 15 зубами (для использования с кассетами MegaRange, где большая звезда агромадного размера), так и ролики с 11 зубами под обычные кассеты.
Изображение
Изображение
При этом "винтажные" альтусы имели также и 10-зубные ролики. Еще более старшие группы все используют 11T или 13Т ролики, отличающиеся только качеством исполнения самого ролика и его подшипника - и очень сильно, ценой. Скажем, за родные ролики младшего Deore на рынке с меня попросили 600 рублей, а за Deore XT - 1400 (керамический подшипник сверху, пром снизу, стразы сваровски по кругу).
Изображение
Изображение
SRAM, насколько знаю, везде ставит сейчас 11Т ролики. И, в силу особенностей переключателей, там не нужны люфты в направляющем ролике.

Кроме "оригинальных" роликов на рынке полно всяческого рода "совместимых" - причем, на удивление выглядящих вполне прилично за половинный обычно ценник.
Изображение

В чем же разница всех этих причиндалов? На удивление, она очень невелика. Скажем, изначально Шимано делала ролики на 10 зубов - потом обратили внимание, что при четном числе каждый зуб всегда попадает либо на широкий, либо на узкий линк цепи, отчего изнашивается неравномерно. Тогда количество зубов увеличили и сделали нечетным. Т.е. и 10Т, и 11Т ролики будут в принципе относительно нормально работать в любом переключателе, но изнашиваться 10Т будут быстрее. Также для переключателей Шимано играет некоторую роль нормированный люфт в верхнем ролике (G-Pulley или jockey pulley) и форма зубов на нижнем (tension pulley) - это дает возможность несколько быстрее и четче переключить передачу и снизить шум набегания цепи. Нижний ролик (tension pulley или idler) не должен иметь люфта. Ролики для дешевых групп имеют простые втулочные пошипники, менее износоустойчивый пластик и никакой точности в люфтах. Более дорогие часто имеют промподшипник в нижнем натяжном ролике и керамическую втулку в верхнем, направляющем.

Обязательно ли менять сработанные ролики на фирменные? В общем случае, думаю, нет. Вполне можно купить за 400 рублей пару из анодированного алюминия с промподшипниками и набором проставочных шайбочек - переключать будет практически так же, при меньшем шуме на педалировании. Правда, отсутствие "нормированного люфта" в верхнем ролике на неразбитых переключателях от Аливио и выше может дать некторые артефакты при переключении на сильных расколбасах, но мало кому это так уж критично. Да и по мере прикатки цепи и роликов все эти тонкие различия неизбежно снивелируются.

И да, Дилэкстрим продает красивые алюминиевые ролики типа таких - http://dx.com/p/aest-aluminum-bike-7075 ... ack-108165.
Изображение
Так вот, если есть возможность купить рядом ролики на нормальных промах за 400 - не стоит заказывать с Дила эти. Подшипники в них какие-то левоватые, шайбы и втулка пригнаны плохо, смазка набита вазелиновая, посадочная ширина маловата, в общем, чтобы приспособить пару на свой старый RD-CT92, пришлось изрядно поколхозить, вплоть до рихтовки сальников, чтобы они перестали тереть по шайбам. Экономии считай ноль, проблем достаточно.
Ссылка на статью.
Аватара пользователя
GDT
Сообщения: 325
Зарегистрирован: 18 июн 2012, 13:10
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Про ролики заднего переключателя.

Сообщение GDT »

Статья 2012 года. Удивительно, что до сих пор DealExtreme жив и даже ссылка на ролики действительна! :)
Про нечётное число зубьев любопытно, не знал.
С какими-то алюминиевыми роликами на промподшипниках у меня был сугубо отрицательный опыт: и сами ролики стирались гораздо быстрее пластиковых, и подшипники мигом разболтались.
Аватара пользователя
Solo77rus
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 03 май 2021, 00:42

Re: Про ролики заднего переключателя.

Сообщение Solo77rus »

Дима, я тоже первым делом удивился, что DX жив, потом увидел твой коммент :-)
DX был отличным магазом, не в пример Али, хоть и сдулся сильно.

Пластиковые ролики действительно служат дольше.
На примере SRAM Х9, Х0 могу сказать, что промподшипники в роликах изнашиваются быстрее, чем стираются зубы.
Появляется люфт, около 2мм, который не позволяет четко переключаться, приходится удерживать манетку пару сек.
Но в пластике есть и минус - при попадании посторонних предметов в переклюк, пластиковый ролик обычно лопается - у меня таких роликов валяется штук 5.

Идеальный вариант, как делал Sam (Слава Черний) - выточил из маленькой стальной звезды кассеты ролик для переклюка и запрессовал туда промподшипник.
Ответить